Компенсации - в обмен на долговые расписки
16 августа 2005 года
"Когда я получила извещение о том, что мне переплатили субсидии и я должна вернуть переплаченное, восприняла это спокойно. Вернем. Ошибки бывают. Но почему нам дают понять, что мы - инвалиды, льготники - по своей недобропорядочности залезли в государственный карман?! Уважение к своим гражданам власти предержащие не должны терять..." Это строчки из письма, пришедшего в редакцию "ВК" из Кукмора. Инвалид второй группы Зоя Степанова пишет, что ее очень обидел Рустам Минниханов, который переложил ответственность за недоработки чиновников на льготников.
Премьер на республиканском совещании по проблемам адресной социальной помощи заявил: "Они незаслуженно получили эти деньги... не важно, по злому умыслу или неосознанно". Но на самом деле это не просто важно - это принципиально. Зоя Степанова возмущена, потому что понимает разницу между мошенничеством и ошибкой, которую человек может совершить по незнанию. Бывшая учительница, в отличие от многих других получателей компенсаций, заметила неладное раньше соцзащитников и забила тревогу, но это не помогло: "Когда я получила субсидии за три месяца, и все - разные суммы, я обратилась за разъяснением в отдел соцзащиты, много раз туда звонила (ходить не могу), но разъяснений так и не получила". Теперь она задается вопросом: "Так кто же государственный карман нам подставил?"
А много ли бюджет переплатил льготникам? Как сообщила корреспонденту "ВК" замминистра соцзащиты Наталья Бутаева, свыше тысячи рублей "переполучили" около 8 процентов из вышеупомянутых 37 тысяч льготников, около 40 процентов - менее 100 рублей, остальные - примерно по 500. Общую сумму переплаты по этой статье соцзащитники не называют, но, по моим прикидкам, это где-то 12 - 13 миллионов рублей. Столько, сколько стоит в Казани квартира в элитных домах, в которых предпочитают жить наши высокопоставленные чиновники.
Бутаева утверждает, что большинство из тех, кому соцзащита переплатила, по привычке перестраховываться подали заявления на компенсации сразу в два места - в соцзащиту и в Пенсионный фонд - по разным основаниям, как ветераны труда, например, и как инвалиды. Некоторые, говорит она, подав заявление по одному основанию, а потом, сообразив, что по другому основанию размер выплат больше, подали и по другому. А иные льготники вовсе никаких заявлений не подавали - им соцзащита компенсации начислила сама, причем кое-кому ошибочно - на основании невыверенных баз данных жилкомхоза. Замминистра отмела все вопросы относительно вины соцзащитников: "Льготники в заявлениях расписывались, что уведомлены в том, что не имеют права получать компенсации по двум основаниям".
Получается, инвалиды виноваты? Но компьютеризируя начисление компенсаций и учет льгот - и гоняя в связи с этим инвалидов и ветеранов со справками по очередям в течение двух лет, чиновники обещали, что в результате компьютерные программы потом будут все сами отслеживать и стыковать. Программы эти бюджету дорого обошлись - и продолжают обходиться. В отделениях органов соцзащиты ввели дополнительные 370 штатных единиц, каждому вновь пришедшему сотруднику купили по компьютеру, провели модернизацию программного обеспечения, в райотделах и управлениях установили новые мощные серверы, принтеры и ксероксы... Бутаева не говорит, на сколько все это потянуло, но уверяет, что в результате у татарстанских соцзащитников получились самые лучшие программы - во всей России таких больше нет.
Но почему эти замечательные программы не уловили и не пресекли переплату? Оказывается, соцзащитники не смогли их быстро состыковать с программным обеспечением Пенсионного фонда. Вот только недавно сверили базы... а деньги-то уже получены. А что же Пенсионный фонд молчит, он ведь тоже переплатил? Да фонд, представьте себе, вообще не интересуется этой переплатой и не видит нужды стыковать свои базы данных с минсоцзащитовскими. Потому что, по словам Бутаевой, российское законодательство прямо не запрещает льготникам получать компенсации по нескольким основаниям и не предусматривает взаимодействия Пенсионного фонда с регионами. А вот татарстанские законы гласят, что компенсацию можно получать только по одному основанию, даже если их имеется несколько. И если человек - и ветеран войны, и ветеран труда, и инвалид, то в соответствии с местным законодательством он должен выбрать, в каком качестве он будет пользоваться льготами. Так что Российский пенсионный фонд по поводу "переплаты" не беспокоится, а татарстанская соцзащита заставляет льготников вернуть деньги. Причем инвалидам и ветеранам буквально руки выкручивают - ультиматум поставили, а чиновники, устроившие это безобразие, вроде как в стороне. О том, чтобы деньги вернуть в бюджет из их карманов, и речи не идет.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"